Новости Республики

Как изменился казахстанский патриотизм за годы Независимости?

В 2020 году эксперты Научно-исследовательского центра «Молодежь» по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан выпустили восьмое издание Национального доклада «Молодежь Казахстана». В исследовании они попытались узнать, как юные казахстанцы понимают слово «патриотизм».

По мнению экспертов, последние три года в сознании молодых людей патриотизм имеет больше эмоциональный окрас, проявляемый в любви, уважении к своей стране и гордости за нее. К примеру, в 2018 году так считали 59,7 % респондентов, в 2019 году — 60,4 %, в 2020 году — 53,3 %. Возможно, в большей степени спад связан с пандемией и экономическими последствиями.

Как показывает исследование, молодые люди считают себя более патриотичными в сравнении с людьми среднего возраста и пожилыми. Исследователи выделили несколько социально-демографических групп, для которых любовь, уважение и гордость за страну являются ключевыми определениями патриотизма. Чаще это казахстанцы 14-18 лет (54,5 %) и 24-28 лет (55,1 %), из города Шымкент (71,9 %), Павлодарской (69,9 %), СКО (69,8 %), Актюбинской (69,1 %), Алматинской (62,2 %) областей и г. Алматы (62 %), городская молодежь (55,3 %) и девушки (56,8 %).

В их сознании чувство патриотизма ассоциируется и с конкретными действиями и поступками. К примеру, сюда можно отнести службу в армии и готовность защищать Родину (38,9 %), хорошее и добросовестное выполнение работы во благо страны (28,3 %), воспитание патриотизма в детях (28 %). Служба в армии и готовность защищать Родину в качестве патриотизма выступают чаще у подростков от 14 до 18 лет (43,1 %) и сельских респондентов (45,6 %). Добросовестная работа во благо страны (29,5 %) и воспитание патриотизма в детях (32,2 %) чаще встречается у возрастной группы от 24 до 28 лет, что представляется естественным ввиду возрастных особенностей этой группы (наличие детей и высокая доля деловой активности).

В региональном разрезе службу в армии и готовность защищать Родину определяют для себя в качестве проявления патриотизма больше всего в Атырауской области (67,1 %), добросовестную работу во благо страны — в Павлодарской (49,3 %), СКО (45,3 %) и Кызылординской (41,3 %) областях, честность и порядочность — в Кызылординской области (58,7 %), воспитание патриотизма в детях — в Атырауской области (50 %).

Одними из важных личностных качеств патриота, по мнению участников исследования, являются честность и порядочность (32,1 %).

Сравнительно меньше респонденты видят патриотизм в категориях общественных отношений, определяющих содержание гражданского общества в его функциях защиты и продвижения общественных интересов, таких как участие в благотворительности (19,1 %), проявление активной гражданской позиции, участие в делах страны (17,1 %), интереса к событиям в стране (14,7 %). В целом участие в выборах и митингах (8,9 %) также для них не является патриотическими актами.

«Проблема патриотизма и патриотического воспитания актуальна не только в постсоветском пространстве, но и в других странах, так в Великобритании идут дискуссии по возвращению исконных британских ценностей, а в США она стала одной из тем дебатов на последних президентских выборах. Вопрос примирительности патриотизма в процессах общественного развития приобретает особую остроту в условиях всемирной унификации, социальной трансформации и ценностной переориентации граждан. Это обусловлено неоднозначностью самого феномена и перехода его в разряд государственной политики», — поделилась аналитик-менеджер Группы стратегического анализа Казахстанского института общественного развития «Рухани жаңғыру» Гульмира Султангазы.

Эксперт отмечает, что в Стратегии «Казахстан-2050» патриотизм обозначен и как актуальная задача и как некий конструкт, без которого невозможно адекватное развитие экономических и политических процессов.

Интерпретация патриотизма, предлагаемая в Стратегии, переводит определение на новый уровень, дополняя ее первичное значение как любви и гордости за страну экономическими смыслами. В соответствии с данной трактовкой отношения с Родиной формируются в контексте прагматизма и реализма: «Мы любим страну, мы ею гордимся, если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы».

«Государство создает не только условия для равенства возможностей, но и берет на себя ответственность за реализацию спектра естественных, политических и экономических прав личности. Философия взаимозависимости человека, страны и государства является основополагающей для современного понимания патриотизма. И в этом, пожалуй, основное его отличие от смысловых нагрузок 90-х гг. Сегодня, пройдя сложный путь становления современного казахстанского государства и нации, мы одновременно приобрели чувство высокой ответственности (не обязательно, оно должно быть ярко выраженным) не только за свою судьбу, но и Родины. Любовь к себе, к близким, к народу, стране и, наконец, к государству являются составляющими чувства патриотизма», — отметила Гульмира Султангазы.

Критика патриотизма также имеет место быть. Но, в большинстве своем, возможно, не осознавая, казахстанцы придерживаются основных его принципов: во-первых, любовь к Родине, гордость за ее достижения, которые, кстати, выражены в победах конкретных людей. Во-вторых, нам не все равно, что происходит в стране, тому подтверждение волонтерское движение, акты благотворительности.

Патриотизм и межэтнические отношения

Патриотизм это, прежде всего, нравственная категория, которая исключает все виды ненависти: к другим культурам, этносам, традициям. Казахстанцы демонстрируют высокий уровень толерантности и взаимоуважения, считает эксперт Гульмира Султангазы.

К примеру, подавляющее большинство (80,4 %) респондентов в той или иной степени положительно оценивают государственную межэтническую политику. Чаще выражают поддержку государственной политики в сфере межэтнических отношений респонденты Костанайской (96,6 %), Атырауской (90 %), Жамбылской (88 %) и Кызылординской (88 %) областей. В той или иной мере отрицательно оценивают межэтническую политику в ЗКО (27,5 %), Мангистауской (18,4 %) области и в г. Алматы (16 %). В этническом разрезе это чаще русские (15,7 %) и представители других этнических групп (14,9 %).

Для сохранения единства и межэтнического согласия необходимо определение объединяющего фактора. По мнению 38% респондентов, чувство солидарности и единства формируются на основании множества факторов. Потенциалом обладают такие консолидирующие составляющие, как гражданская (19,3 %), территориальная (11,4 %) и этническая принадлежности (9,4 %). Незначительными факторами являются религиозная принадлежность (4,4 %), единая история (0,1 %), взаимоуважение (0,1 %), общие увлечения (0,1 %). Затруднились ответить 7,5 % респондентов. Каждый десятый не чувствует единства и солидарности с гражданами страны.

Если вне зависимости от возраста, пола и населенного пункта нет значимых отличий от общереспубликанского показателя, то в региональном и этническом разрезе выделяются отдельные категории. Не ощущают единства и солидарности с народом Казахстана чаще молодые люди из ЗКО (33,3 %), Атырауской области (28,6 %) и ВКО (18,2 %). Для последних двух регионов характерно определение этнической принадлежности в качестве объединяющего фактора. В этническом разрезе русские (16 %) чаще отмечают отсутствие единства и чувства солидарности, чем казахи (8,2 %) и представители других этнических групп (12,8 %). Этническая дискриминация (12,1 %) и незнание русского языка (12,1 %) входят в топ-5 причин после дискриминации по возрастному признаку (12,6 %). 28,3 % опрошенных считают, что в Казахстане отсутствует какая-либо дискриминация и нарушение прав в отношении молодых людей.

Однако каждый пятый отметил незнание казахского языка и уровень образования как условия для дискриминации или нарушения их прав. Незнание казахского языка проблематично для респондентов из Алматинской (34 %), Карагандинской (32,9 %), Мангистауской (30,3 %) областей. Ущемление по уровню образования ощущают на себе чаще жители Туркестанской (34,7 %), Мангистауской (28,9 %), Костанайской (22,5 %) областей. Вопросы сексуальной ориентации остро проявляются в Актюбинской (46,4 %), Павлодарской (26 %) областях и г. Алматы (33,5 %). Возрастная дискриминация характерна для таких регионов, как Акмолинская (27,6 %), Карагандинская (19,6 %), Кызылординская (18,5 %) и Туркестанская (18,8 %) области. Незнание русского языка беспокоит больше респондентов из ВКО (26 %), Туркестанской (25,1 %) и Мангистауской (22,4 %) областей.

Среди городских и сельских респондентов отмечаются следующие различия. Городские жители чаще испытывает на себе дискриминацию по причине незнания казахского языка (22,9 %) и сексуальной ориентации (21,3 %, что практически в два раза выше показателя среди сельчан, где такую дискриминацию указали 10,7 % респондентов). Сельчане чаще испытывает предвзятое отношение к себе по причине уровня образования (20,8 %) и только потом по причине незнания казахского языка (15,9 %). Также о нетерпимости по поводу уровня образования чаще высказывалась казахская молодежь (19,4 % или первое место в перечне дискриминаций).

Таким образом, государственная политика в области межэтнических отношений имеет положительные оценки. Формирование согражданства рассматривается как наиболее перспективная платформа по единению казахстанцев вне зависимости от этнического, социального и прочего происхождения. Также обращает на себя внимание языковая проблема.

По итогам исследования эксперты представили свои рекомендации Министерству информации и общественного развития и местным исполнительным органам. По их мнению, в связи с высокой сегментированностью ценностных ориентаций при поиске подходов и реализации молодежной политики необходимо учитывать региональные особенности. Особое внимание необходимо уделить вопросам воспитания патриотизма в Павлодарской области, а в Туркестанской области на вопросы межпоколенческих отношений. Для жителей западных областей важно правильно сформулировать религиозную политику. Все это позволит сгладить имеющиеся различия, и в то же время ответить на внутренние потребности нового поколения.

Если говорить про интерес подрастающего поколения к знаниям, получению новых навыков, то Министерству образования и науки необходимо усовершенствовать систему профориентационной работы в школах. Также исследование показывает возрастающий интерес к неформальному образованию. Стоит учитывать и то, что молодые люди ищут свои основные ценности в социальных сетях, и это нужно правильно использовать.

Что касается вопросов межэтнического общения также необходимо снизить влияние языкового фактора. Поэтому рекомендуется, при сохранении приверженности политики развития трехъязычия, увеличить языковые курсы и учебные пособия и программы по обучению казахскому языку и усилить подготовку преподавателей государственного языка.

Стоит отметить, что в последние годы в Казахстане уделяли большое внимание юным казахстанцам и патриотическому воспитанию. В 2019 году был Год молодежи, а 2020 год по инициативе Президента Касым-Жомарта Токаева был посвящен Году волонтера.

Продвижение здорового образа жизни, развитие внутреннего туризма и вопросы экологии именно эти темы наиболее популярные и определяют ценностные ориентиры молодежи. Общественные деятели и ученые также утверждают: чем активнее молодежь начнет добровольно участвовать в жизни общества и содействовать решению общих проблем, тем вернее общество сплотится на базе общих ценностей, среди которых основными должны стать уважение ко всем людям, населяющим нашу страну, взаимопомощь, солидарность и патриотизм.

Вернуться к списку новостей


Ваше мнение о качестве предоставленных государственных услуг
Архив
2015 КГУ «Қоғамдық келісім» Управления внутренней политики Карагандинской области
Разработка и поддержка сайта: Интернет компания «Creatida»
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru